|
В начало
Принципы
построения и структура МПС (Лекция)
ПЛАН
ЛЕКЦИИ 1.
Принципы построения МПС 2.
Обобщенная структурная схема МПС 3.
Организация шин 1.
Принципы построения МПС
В основу построения
МПС-систем положено три принципа: -
магистральности; -
модульности; -
микропрограммного управления. Принцип
магистральности определяет характер связей между функциональными блоками
МПС – все блоки соединяются с единой системной шиной. Принцип
модульности состоит в том, что система строится на основе
ограниченного количества типов конструктивно и функционально законченных
модулей. Каждый модуль МПС имеет вход управления третьим
(высокоимпедансным) состоянием. Этот вход называется CS (Chip
Select) – выбор кристалла, или
ОЕ (Output
Enable) – разрешение выхода.
Действие сигнала CS для
триггера показано на рисунке ниже. Выходной сигнал триггера Q появится на выходе лишь при активном (в
данном случае – нулевом) уровне сигнала CS . Если CS = 1, триггер переводится в высокоимпедансное
состояние. Выход триггера является трехстабильным, т. е. может
находиться в одном из трех состояний: логической единицы, логического нуля или
высокоимпедансном. Рис. 1. Действие сигнала CS для триггера В каждый момент времени к системной шине МПС подсоединено
лишь два модуля – передающий и принимающий информацию. Остальные модули
находятся в высокоимпедансном состоянии. Рис. 2. Подключение
модулей к системной шине Это объясняется тем, что для построения МПС
используются высокоскоростные и маломощные БИС, выводы которых не рассчитаны на
большой ток, который возможен при подключении нескольких приёмников, кроме того
это приводит к увеличению помех наводимых в проводниках схемы и соответственно
уменьшается надёжность устройства. Наличие нескольких передатчиков не
допускается, очевидно, по причине возможных конфликтов и, соответственно,
искажения информации или выходу БИС из строя. Принципы магистральности и модульности позволяют
наращивать управляющие и вычислительные возможности МП путем подсоединения
других модулей к системной шине. Принцип
микропрограммного управления состоит в возможности
осуществления элементарных операций – микрокоманд (сдвигов, пересылок информации,
логических операций). Используя определенные комбинации микрокоманд, можно
создать технологический язык, т. е. набор команд, который максимально
соответствует назначению системы. 2.
Обобщенная структурная схема МПС
Обобщенная
структурная схема МПС показана на рисунке 3. В состав МПС входят:
центральный процессор (ЦП), ПЗУ, ОЗУ, система прерываний, таймер, устройства ввода/вывода
(УВВ). Рис. 3.
Обобщенная структурная схема МПС Постоянное и
оперативное запоминающие устройства (ПЗУ, ОЗУ) образуют систему
памяти, предназначенную для хранения информации в виде двоичных чисел. Память
организована в виде массива ячеек, каждая из которых имеет свой адрес и
содержит байт или слово. Байтом называется группа из 8 бит, а слово может
иметь любую длину в битах. Наиболее часто под словом понимают двоичное число
длиной два байта. Для обращения к ячейке памяти необходимо выдать ее адрес на
шину адреса Модуль
центрального процессора осуществляет обработку данных и управляет
всеми остальными модулями системы. Центральный процессор, кроме БИС МП, содержит
схемы синхронизации и интерфейса с системной шиной. Он осуществляет выборку
кодов команд из памяти, дешифрует их и выполняет. Устройства
ввода/вывода или внешние устройства
– это устройства, предназначенные для ввода информации в МП или вывода
информации из него Примерами УВВ являются дисплеи, печатающие устройства,
клавиатура, цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи, реле,
коммутаторы. Для соединения УВВ с системной шиной их сигналы должны соответствовать
определенным стандартам, что реализуется с помощью интерфейсов ввода/вывода. Система
прерываний позволяет МПС реагировать на внешние сигналы – запросы
прерываний, источниками которых могут быть: сигналы готовности от внешних устройств,
сигналы от генераторов, сигналы с выходов датчиков. При появлении запроса на
прерывание ЦП прекращает выполнение основной программы и переходит к выполнению
подпрограммы обслуживания запроса прерывания. Для построения системы прерываний
МПК содержат БИС специальных программируемых контроллеров прерываний. Таймер предназначен для
реализации функций, связанных с отсчетом времени. После того как МП загружает
в таймер число, задающее частоту, задержку или коэффициент деления, таймер
реализует необходимую функцию. 3.
Организация шин
Шина – это
информационный канал, который объединяет все функциональные блоки МПС и обеспечивает
обмен данными. Конструктивно шина представляет собой
n проводников и один
общий проводник (земля). Данные по шине передаются в виде слов,
которые являются группами бит. В параллельной шине п
бит информации передаются по отдельным линиям одновременно, в последовательной
шипе – по одной линии последовательно во времени. Все основные блоки МПС соединены с
единой параллельной шиной, которая называется системной шиной SB (System Bus). Системная шина содержит три шины: адреса, данных и
управления. Шина адреса АВ (Address Bus) является
однонаправленной. Она предназначена для передачи адреса ячейки памяти или
устройства ввода/вывода. Направление передачи по шине адреса – от МП к внешним
устройствам. Варианты условных обозначений однонаправленной параллельной шины
показаны на рисунке 4, где стрелка указывает направление передачи. Рис. 4. Варианты условных
обозначений однонаправленной параллельной 16-разрядной шины Шина данных DB (Data Bus) является двунаправленной. Она предназначена для передачи
данных между блоками МПС. Информация по одним и тем же линиям DB может передаваться в двух направлениях – как к МП, так
и от него. Варианты условных обозначений двунаправленной шины показаны на рисунке
5. Рис. 5. Варианты условных
обозначений двунаправленной параллельной 8-разрядной шины Шина управления СВ (Control Bus) предназначена для
передачи управляющих сигналов. Хотя направление управляющих сигналов может
быть разным, однако шина управления не
является двунаправленной, поскольку для сигналов разного направления
используются отдельные линии. |
|