|
В начало
Способы задания автомата (Лекция)
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Табличный способ 2. Графический способ задания автомата Чтобы задать конечный автомат S, необходимо описать все элементы множества S = {A, X, Y, d, l} , т.е. необходимо описать входной, выходной алфавиты и алфавит состояний, а также функции переходов d и выходов l. При этом среди множества A = {a0,a1,…, an} необходимо выделить начальное состояния a0, в котором автомат находится в момент времени t = 0. Существует несколько способов задания работы автомата, но наиболее часто используются табличный и графический.
При этом способе автомат Мили описывается двумя таблицами: таблицей
переходов и таблицей выходов. Таблица переходов
Таблица выходов
Строки этих таблиц соответствуют входным сигналам x(t), а столбцы – состояниям. На пересечении столбца ai и строки xj
в таблице переходов ставится состояние as
= d[ ai,xj], в
которое автомат перейдет из состояния ai
под воздействием сигнала xj; а в таблице
выходов – соответствующий этому переходу выходной сигнал yg
= l[
ai,xj]. Совмещенная
таблица переходов и выходов автомата Мили:
Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного
автомата, поскольку задаются не только сами функции переходов и выходов, но и
также все три алфавита: входной, выходной и алфавит состояний. Для задания автомата Мура требуется одна
таблица, поскольку в этом автомате выходной сигнал однозначно определяется
состоянием автомата. Отмеченная таблица переходов автомата Мура:
Автомат Мили
Автомат Мура
В этой таблице каждому столбцу приписан, кроме состояния ai, еще и выходной сигнал y(t) = l(a(t)),
соответствующий этому состоянию. Таблица переходов автомата Мура
называется отмеченной потому, что каждое состояние отмечено выходным сигналом. Приведем примеры табличного задания автоматов Мили и Мура: По этим таблицам можно найти реакцию автомата на любое входное слово. Например. Для автомата
Мили: Для
автомата Мура: x1x2x2x2x1… x1x2x2x2x1… a0a1a0a0a0a1 a0a2a4a1a4 y1y1y2y2y1 y2y1y2y1y2 2. Графический способ задания автомата (задание автомата с помощью графа) Этот способ основан на использовании ориентированных
связных графов. Вершины графов соответствуют состояниям автомата, а дуги –
переходам между ними. Две вершины графа ai
и as соединяются дугой, направленной от ai к as,
если в автомате имеется переход из ai в as, т.е. as
= d(ai,
xj). В автомате Мили дуга отмечается
входным сигналом xj, вызвавшим переход, и
выходным сигналом yg, который возникает
при переходе. Внутри кружочка, обозначающего вершину графа, записывается
состояние. Например, для автомата Мили, приведенного выше, граф имеет вид а), а
для автомата Мура вид б). а)
б) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||